Счетчик посетителей
2024 год - Год качества
2024 год - Год качества
Интерактивная платформа патриотического воспитания
-
сайт Национального детского технопарка
Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи
Республиканский центр психологической помощи
ЮНИСЕФ в Беларуси
-
-Открытый республиканский IT-чемпионата «РобИн-2024»
:: ::

Педагогический проект по техническому творчеству



 

                  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«Формирование у обучающихся основ инженерно-технических компетенций

в процессе реализации программ дополнительного образования»

 

 Сроки реализации: 2018-2021  годы

 

 

Руководитель педагогического проекта:

Гречишко Наталья Викторовна,

заведующий филиала «ТехноАрт»

ГУДО «Центр творчества, туризма и экскурсий

детей и молодежи г. Жодино»

 

222160, г. Жодино,

ул. Советская, 20

телефон: 8(01775)50067

e-mail: cttumzhodino@mail.ru

 

Актуальность проекта

В настоящее время одной из ключевых проблем в Республике Беларусь является недостаточная обеспеченность предприятий инженерно-конструкторскими кадрами, обусловленная низкой престижностью и недостаточной популярностью инженерно-технического образования. В данной ситуации особое значение приобретает стимулирование интереса молодежи и детей к научно-техническому творчеству. Педагогический проект направлен на развитие у детей интереса к технике, конструированию, робототехнике, программированию посредством распространения современных практик ориентации молодежи на овладение инженерно-техническими профессиями в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Профориентационная работа в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи может являться эффективным средством формирования у обучающихся осознанного профессионального и образовательного выбора в контексте профессий и специальностей инженерно-технического профиля в соответствие с их индивидуальными особенностями и запросами национальной экономики.

Исходя из приоритета социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы - обеспечение эффективной занятости и развития человеческого потенциала [5, 6, 7] особую актуальность приобретает проектирование профессионально-ориентированной образовательной деятельности с учетом потребностей экономики и поступательного развития ее высокотехнологичных отраслей, относящихся к V и VI технологическим укладам[9]. Достижение обозначенной цели требует существенных преобразований компонентов образовательной среды (структура, содержание, методы, средства, организационные формы) в сфере дополнительного образования детей и молодежи на основе формирования информационно-коммуникационных технологий, робототехники, существенного обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса, совершенствования материально-технической базы, развития кадрового потенциала учреждений образования, осуществляющих профориентационную и образовательную деятельность в контексте формирования инженерно-технической компетентности у обучающихся.

Развитие технического творчества и формирование инженерно-технических компетенций обучающихся дополнительного образования в настоящее время серьезно сдерживается:

недостаточным количеством современных общедоступных дидактико-методических разработок, обеспечивающих реализацию программ дополнительного образования технического и спортивно-технического профиля;

значительным дефицитом квалифицированных педагогов, готовых организовать учебный процесс с использованием современного оборудования и образовательных технологий, популяризирующих инженерные профессии и формирующих инженерно-технические компетенции обучающихся;

недостаточным уровнем или отсутствием в учреждениях образования материально-технической базы для реализации образовательных программ технического и спортивно-технического профиля.

Эффективность реализации проекта предполагается обеспечить реализацией образовательно-методических комплексов программ дополнительного образования технического профиля, содействующих формированию инженерно-технических компетенций, созданием и разработкой дидактических материалов, методических рекомендаций по робототехнике, программированию, столярному и слесарному делу, беспилотным летательным аппаратам, инженерному творчеству (проектирование, моделирование, конструирование, дизайн и т.п.), видео занятий, вебинаров, онлайн-конференций, виртуальных педагогических мастерских, дистанционного повышения квалификации педагогов учреждения. Предусматривается создание web-ресурсов, позволяющих обеспечить информационную поддержку педагогического коллектива по вопросам инновационных разработок и предложений в области учебной мехатроники, электроники, робототехники и других видов технического творчества в соответствующем разделе официального сайта ГУДО «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино», в социальных сетях Одноклассники и Вконтакте, на сетевой платформе Facebook.

Целесообразность реализации проекта диктуется требованиями времени и подтверждается педагогической реальностью.

В филиале «ТехноАрт» Государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино» в течение последних лет созданы определенные условия и предпосылки для формирования инженерно-технических компетенций в процессе реализации программ дополнительного образования технического профиля.

В 2017-2018 учебном году начал реализацию городской педагогический проект «Формирование предприимчивости технического мышления на занятиях технического и спортивно-технического направления» (сроки реализации: 2017-2020 годы). В результате его осуществления в течение учебного года уже внедрены в практическое использование образовательно-воспитательные проекты «Вираж-хобби» (по радиоуправляемым моделям), «Юный автомоделист», «Перекресток», «На шхуне «Победа», «Лети, Модель!» (городские соревнования по авиамодельному спорту), «Путешествие на планету «ТехноАрт».

В процессе реализации проектной деятельности педагогические работники филиала овладевают современными инновационными формами, методами и приемами работы, что позволяет целенаправленно более эффективно и качественно  использовать полученные знания и умения в образовательно-воспитательном процессе технического и спортивно-технического профиля.

С 2006 года в тесном взаимодействии с учреждениями образования города, отделением государственной автомобильной инспекции Жодинского городского отдела внутренних дел, Жодинским отделом по чрезвычайным ситуациям, Смолевичская объединенная организационная структура «Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь», автошколой «Пилот» в учреждении реализуется модель системной комплексной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обеспечению безопасной жизнедеятельности обучающихся и воспитанников учреждений образования города.

 Гипотеза: формирование инженерно-технических компетенций в процессе реализации программ дополнительного образования технического профиля будет успешным:

при трансформации образовательной сети в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи технического профиля;

при наличии современной материально-технической базы и программного обеспечения;

подготовке и активном включении участников образовательного процесса в проектную деятельность;

при разработке программы реализации педагогического проекта «Формирование инженерно-технических компетенций в процессе реализации программ дополнительного образования технического профиля»;

при создании образовательно-методических комплексов для реализации программ дополнительного образования технического профиля, способствующих формированию инженерно-технических компетенций обучающихся.

 Цель проекта:

формирование инженерно-технических, исследовательских и изобретательских компетенций обучающихся на занятиях объединений по интересам технической направленности

 Задачи:

1.выявить затруднения педагогов в вопросах использования методики, организовать научно-методическое сопровождение проектной деятельности;

2.способствовать активному процессу познания обучающихся в области технического и спортивно-технического творчества;

3.организовать работу по привлечению обучающихся к исследовательской, изобретательской и проектной деятельности;

4.создать образовательно-методические комплексы для реализации программ объединений по интересам «Робототехника», «Начальное техническое моделирование», «Беспилотные летательные аппараты», «Юный столяр-конструктор», «Мотоциклисты и юные водители мопедов»;

5.установить сетевое взаимодействие педагогов и обучающихся по вопросам формирования и развития инженерно-технических, исследовательских и изобретательских компетенций;

6.содействовать созданию и развитию виртуальной техносферы учреждения образования, необходимой для реализации программ дополнительного образования, направленных на развитие инженерно-технических, исследовательских и изобретательских компетенций у обучающихся и организацию профориентационной работы;

7.организовать профессиональное совершенствование педагогических кадров в реализации образовательных программ, направленных на развитие инженерно-технических, исследовательских и изобретательских компетенций у обучающихся средствами сетевого и дистанционного взаимодействия;

8.оценить эффективность педагогического проекта на основе сопоставления исходных и итоговых результатов по развитию инженерно-технических компетенций;

9.оформить проектный продукт: образовательно-методические комплексы объединений по интересам «Начальное техническое моделирование», «Робототехника», «Беспилотные летательные аппараты», «Юный столяр-конструктор», «Мотоциклисты и юные водители мопедов»;

10.представить опыт работы реализации педагогического проекта педагогам учреждения, г. Жодино, области.

 

Основная идея проекта

Создание образовательно-методических комплексов для реализации программ объединений по интересам «Робототехника», «Беспилотные летательные аппараты», «Начальное техническое моделирование», «Юный столяр-конструктор», «Мотоциклисты и юные водители мопедов», способствующих формированию инженерно-технических компетенций участников образовательного процесса.

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

Образовательный процесс в Государственном учреждении дополнительного образования «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино» филиал «ТехноАрт» осуществляют высококвалифицированные специалисты, из которых высшее образование имеют 8 человек (72,7 %), 3 человека (27,3 %) — среднее специальное образование. Из 11 педагогов дополнительного образования 27,3%   имеют первую и вторую квалификационные категории. 54,5% педагогов имеют стаж 10 и более лет.

Деятельность педагогов дополнительного образования  характеризуется результативным участием обучающихся и педагогов в конкурсах, выставках инновационного и технического творчества различного уровня (конкурс научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект», конкурс «ТехноЕлка», конкурс по робототехнике «Дорога в будущее», конкурс «JuniorSkillsBelarus», конкурс научно-технического творчества учащихся союзного государства «Таланты XXI века» и др.), проведением мастер-классов, семинаров, проектированием, конструированием и созданием действующей автомототехники с использованием вторичного сырья, стендовых моделей, мебели из дерева, сувенирной продукции из керамики, дерева и других подручных средств.

 

Состав участников педагогического проекта

на 2018/2019 учебный год

№ п/п

ФИО, должность

Деятельность

1

Дроб Валентина Сергеевна, директор Государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино»

Утверждает документацию по проекту, образовательные программы, положения о проведении конкурсов, выставок, семинаров

2

Гречишко Наталья Викторовна, заведующий филиала «ТехноАрт»

Государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино»

Руководитель проекта, отвечает за: предоставление отчетной документации,

планирование деятельности учреждения в рамках реализации проектной деятельности,

подготовку материалов о деятельности учреждения в рамках реализации проекта для СМИ,

освещение мероприятий на платформе, сайте, в социальных сетях мероприятий, проводимых в рамках проекта, подготовка и размещение фотоматериалов,

проведение защиты проекта

3

Яцко Ирина Дмитриевна, методист

отвечает за:

методическое сопровождение учреждения в рамках реализации педагогического проекта,

организацию и проведение семинаров, мастер-классов и т.д.,

составление отчетов по проведенным мероприятиям, банка данных одаренных,

освещение мероприятий на платформе, сайте, в социальных сетях мероприятий, проводимых в рамках проекта, подготовка и размещение фотоматериалов

4

Шемет Ольга Николаевна, педагог-организатор

отвечает за:

проведение с обучающимися объединений и учреждений образования массовых мероприятий, выставок по техническому и спортивно-техническому профилям,

проведение анкетирования

5

Педагоги дополнительного образования объединения по интересам «Робототехника», «Начальное техническое моделирование», «Юный столяр-конструктор», «Мотоциклисты и юные водители мопедов» и др.

отвечают за:

разработку образовательных программ, создание образовательно-методического комплекса для реализации программ, организацию и проведение видеозанятий, онлайн-занятий, педагогических мастерских и т.д.,

участие в организации и проведении выставок, конкурсов технического творчества, исследовательского и инновационного характера,

участие в конкурсах методических разработок по техническому и спортивно-техническому профилю и др.

 


Состав творческой группы может изменяться и увеличиваться.

К реализации проекта будут привлечены законные представители обучающихся, представители социума и все члены коллектива по мере необходимости.

Материально-техническое обеспечениефилиала «ТехноАрт» Государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино» соответствует действующим социальным стандартам и составляет 2 здания: кабинет заведующего филиала, методический кабинет, 5кабинетов для занятий, слесарная мастерская, столярная мастерская (механической и ручной обработки), гаражи-мастерские, площадки для вождения (асфальтированная и неасфальтированная).

Кабинет для изучения правил дорожного движения и проведения занятий по робототехнике: 6 компьютеров, 1 ноутбук, наборы Lego Education Wedo (9580 и 9585) (2016 г.в.),базовые наборыLegoEducation EV3есурсные наборы LEGO MINDSTORMS Education EV3 (2017 г.в.).

Слесарная мастерская оборудована слесарными верстаками с тисками, станками (настольный горизонтально-фрезерный станок НГФ110 Ш (1980 г.в.), токарно-винторезный станок ТВ-6 (1986 г.в.), настольный сверлильный станок EUROTEC).

Столярная мастерская механической обработки оборудована станками по обработке дерева: пилой ленточной Корвет-32 (2017 г.в.), фрезерным токарным по дереву и 2 комбинированными. Столярная мастерская ручной обработки оборудована верстаками и ручным инструментом.

Гаражи-мастерские используются для ремонта, хранения имеющейся автомототехники, проведения сборочных работ при создании новой техники. Автопарк филиала «ТехноАрт» включает: мотоциклы, квадроциклы, мотороллер, автомототехнику, изготовленную на занятиях объединений по интересам технического профиля (аэромобиль, мини-трактор, квадроцикл), выносные дорожные знаки, оборудование для отработки практического и фигурного вождения.

Парк компьютерной и офисной техники состоит из 10 РС, принтера и 2 МФУ. 95% РС имеют широкополосный доступ в Интернет. Локальная сеть объединяет PC в филиале. Члены педагогического коллектива и обучающиеся имеют возможность пользоваться ресурсами сети Интернет. Средняя загруженность компьютерной техники составляет в среднем 30 часов в неделю.

Информация о деятельности размещается в средствах массовой информации г. Жодино, на сайте отдела по образованию, спорту и туризму Жодинского городского исполнительного комитета (https://zhodino-edu.belhost.by), сайте Государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино» (http://www.turisty.lpy.by), в социальных сетях в группе «ТехноАрт»: Одноклассники, Вконтакте.

Финансово-экономическое обеспечение

Финансирование педагогического проекта будет осуществляться за счет бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

 

Типология проекта:

по количеству участников – коллективный;

по сроку реализации – долгосрочный (три года);

по особенностям похода – системный.

 

Ожидаемые результаты

Создание образовательно-методических комплексов для реализации программ объединений по интересам технического и спортивно-технического профиля, способствующих формированию инженерно-технических компетенций

 

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан педагогический проект.

Временем расцвета инженерно-технического образования (математического, естественнонаучного и технического) являются первые десятилетия ХХ века. Именно тогда в СССР сформировалась уникальная модель физико-технического образования (научные школы инженерного образования профессоров различных ВУЗов Иоффе А.Ф. и Тимошенко С.П., Капица П.Л. и Семенова Н.Н., Крылова А.Н. и Алиханова А.И., Чичибабина А.Е. и Бахметьева Б.А.).

Социально-экономическое развитие Республики Беларусь на современном этапе относится к V (эпоха компьютеров и коммуникаций – научно-техническая революция) и VI (эпоха нанотехнологии) технологическому укладу (Кондратьев Н., Львов Д., Глазьев С.) [9].

Успешность реализации задач инновационного развития Республики Беларусь, достижения конкурентоспособности во всех сферах производства влечет за собой необходимость осмысления новых тенденций в теории и практике трудового и экономического воспитания обучающихся [10].

Сегодня инженерно-техническое образование вновь стало актуальным, так как подготовка к инженерному труду предполагает развитие интеллектуальной и фундаментальной научной подготовки, формирование способности к техно предпринимательству. Современный рынок труда требует наличия у молодежи умения творчески мыслить и генерировать новые идеи, самостоятельно приобретать знания, овладения методологией и способами учебно-познавательной деятельности. Поэтому обучающимся необходимо не только овладеть профессией, пользующейся спросом на региональном рынке труда, но и достигнуть определенного уровня ключевых компетенций, чтобы стать конкурентоспособным и соответствовать требованиям работодателя. Современный инженер-конструктор, инженер-техник должен еще и иметь способность к творческому развитию своей деятельности. Основанное на науке творчество должно опережать практический опыт и техническое воплощение инженерных разработок.

В соответствии с Программой непрерывного воспитания детей и молодежи на 2016-2020 гг. [6] совершенствование профориентационной работы в учреждениях образования осуществляется через развитие сети объединений по интересам профессиональной направленности, приобщение обучающихся к научной, проектной, исследовательской деятельности в рамках будущей профессии.

Исследованиям в области профессионального образования посвящены работы Гершунского Б.С., Ермоленко, Монахова В.М., Новикова A.M. и др.

Совершенствование системы инженерно-технической подготовки рассматривается Вербицким А.А., Ниловой В.А.

В современных условиях все больше распространяется организация профильного обучения через сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) и представляет собой их совместную деятельность, которая обеспечивает возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций) (Кондакова М., Подгорная Е.) [11].

 

 Критерии и показатели оценки результатов педагогического проекта

Критерии

Показатели

Способы/ единицы измерения

Оценка результатов

Личностное развитие обучающихся

Положительная динамика повышения у обучающихся интереса к техническому и спортивно-техническому творчеству;

повышение степени осознания обучающимися профессионального самоопределения;

овладение инженерно-техническими компетенциями;

высокая степень сформированности практических навыков в сфере исследования, изобретательства, в процессе выполнения творческих заданий,  общения и мышления в сетевой образовательной среде;

повышение уровня креативности, способности к саморазвитию в инженерно-технической, изобретательской, рационализаторской области;

соблюдение дисциплины, мер безопасности;

рост числа обучающихся, охваченных технической и спортивно-технической образовательной деятельностью

Количество обучающихся, охваченных техническим и спортивно-техническим творчеством,

количество участников в различных конкурсах, соревнованиях, мероприятиях;

 количество нарушений дисциплины, мер безопасности

 

Уровни:

низкий: отсутствие желания заниматься в объединениях технического и спортивно-технического профиля,

отказ участвовать в конкурсах, соревнованиях, мероприятиях,

сокращение количества обучающихся, охваченных проектной деятельностью,

рост нарушений дисциплины, мер безопасности;

 

средний: увеличение количества обучающихся, привлеченных к проектной деятельности на 10%,

количество участников в конкурсах, соревнованиях, мероприятиях,

сокращение нарушений дисциплины, мер безопасности

 

высокий: показатели, превышающие средний уровень.

 

Динамика: продвижение от низкого уровня к среднему, высокому

Уровень обученности обучающихся

положительная динамика в освоении образовательных программ (базового уровня);

положительная динамика результативности участия в творческих, интеллектуальных конкурсах, выставках, соревнованиях, конференциях и др.  мероприятиях

Выполнение практических заданий по изготовлению изделий (конструированию моделей) не только по готовому образцу, но и по собственному замыслу.

 

Самостоятельный поиск технической литературы, умение анализировать информацию.

 

Самостоятельное составление технологической карты.

 

Самостоятельное программирование моделей.

 

Самостоятельное обслуживание автомототехники, решение билетов по правилам дорожного движения, выполнение практического вождения

Уровни:

низкий:

нет умения самостоятельно планировать свою работу по изготовлению изделия (конструированию модели),

при пользовании специальной литературой нет умения предоставлять информацию в графической форме,

при программировании моделей отсутствует умение составлять программу, в том числе, по образцу;

отсутствует умение обслуживания и управления автомототехникой;

отсутствие желания принимать участие в конкурсах, выставках, соревнованиях

 

средний:

умение работать с различными материалами и инструментами, изготовление изделия (конструирование модели) по образцу, совестно с педагогом составляется технологическая карта;

умение конструировать и программировать модель по образцу,

умение обслуживать и управлять автомототехникой; знание правил дорожного движения;

безрезультативное участие в конкурсах, выставках, соревнованиях

 

высокий:

изготовление изделия (конструирование модели) не только по образцу, но и самостоятельному замыслу,

самостоятельное программирование моделей,

создание собственных проектов,

самостоятельный поиск технической литературы, умение анализировать информацию,

выполнение скоростного маневрирования, работ по ремонту автомототехники, умение применять полученные знания на практике;

результативное участие в конкурсах, соревнованиях, выставках различного уровня, в том числе, и международного

 

Динамика: продвижение от низкого уровня к среднему, высокому

Уровень профессионализма педагогических кадров

повышение компетентности в сфере инженерно-технического направления, исследовательского, изобретательского характера;

расширение социально-педагогического партнёрства в рамках реализации проекта с другими учреждениями образования;

расширение диапазона образовательных услуг;

расширение методов и форм, применяемых в образовательной деятельности;

высокая степень сформированности навыков формализации деятельности, общения и мышления в образовательной сети на платформе;

повышение уровня креативности, способности к саморазвитию в области инженерно-технических компетенций;

соблюдение медиакультурной этики

Анализ реализации проекта

Уровень:

низкий:

результаты реализации проекта на 1 этапе не соответствуют цели;

 

средний:

результаты проекта на 2 этапе не в полной мере соответствуют цели;

 

высокий:

результаты реализации проекта соответствуют цели и подготовлены к распространению

 

Динамика: продвижение от низкого уровня к среднему, высокому

Удовлетворённость участников образовательной сети, представителей социума реализуемой проектной деятельностью

Положительная динамика удовлетворённости обучающихся, их законных представителей, педагогов дополнительного образования, проектной деятельностью, ее результатами и перспективами;

активное участие законных представителей в планировании, реализации планов и оценке результатов работы учреждения образования

Количество обучающихся, педагогов, законных представителей, социальных партнеров, привлеченных к реализации проекта и выполнению творческих заданий при подготовке к мероприятиям проекта

Уровень:

низкий: количество пассивных участников (зрители);

 

средний: количество обучающихся, педагогов, законных представителей, социальных партнеров, привлеченных к реализации проекта, выполнению творческих заданий при подготовке к конкретным мероприятиям проекта; количество пассивных участников (зрителей)

 

Высокий: показатели, превышающие средний уровень

Динамика: продвижение от низкого уровня к среднему, высокому

Повышение социального статуса учреждения образования

Положительная динамика роста охвата обучающихся техническим и спортивно-техническим профилем;

увеличение количества публикаций в СМИ, рекламных материалов, педагогических, методических брошюр, проведенных обучающих семинаров, мастер-классов, показательных соревнований, выступлений, выставок и другие мероприятия.;

активность посещения платформы образовательной сети

 

 

Количество обучающихся,

количество публикаций в СМИ, рекламных материалов, педагогических, методических брошюр, обучающих семинаров, мастер-классов, показательных соревнований, выступлений, выставок и другие мероприятия;

количество посещений платформы образовательной сети

Уровень:

низкий:

количество обучающихся сократилось, отсутствуют публикации в СМИ, не разработаны рекламные материалы, педагогические и методические брошюры, обучающие семинары, мастер-классы, показательные выступления, соревнования, выставки не организовывались и не проводились,

образовательная платформа не пользуется спросом;

 

средний:

отсутствует рост охвата обучающихся проектной деятельностью,

разработаны рекламные материалы, педагогические и методические брошюры, проводились обучающие семинары, мастер-классы, показательные соревнования, выступления, выставки и другие мероприятия;

образовательная платформа пользуется спросом;

 

высокий:

показатели, превышающие средний уровень

 

Динамика: продвижение от низкого уровня к среднему, высокому

Уровень управления качеством проекта

Подтверждение эффективности управления проектом

Анализ эффективности реализации проекта

Уровень:

низкий:

эффективность проекта не подтверждена конкретными фактами, не разработан проектный продукт;

 

средний:

эффективность проекта подтверждена конкретными фактами, разработан проектный продукт;

 

высокий:

эффективность проекта подтверждена конкретными фактами, разработан и представлен проектный продукт

 

 

 

Список использованных источников

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании – Минск. – 2011
    № 243-З
  2. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149)
  3. Приказ Министерства образования Республики Беларусь № 641 от 23.10.2017 «Об определении порядка утверждения программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины»
  4. Устав Государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино»
  5. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 года №250);
  6. Программа непрерывного воспитания детей и молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы (постановление Министерства образования Республики Беларусь № 9 от 22 февраля);
  7. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году»
  8. Ильин, М. В. Разработка содержания профессионального образования на основе компетентностного подхода : метод. рекомендации / М. В. Ильин, Э. М. Калицкий. - Минск, 2016.
  9. http://edu.gov.by/page-14591 .
  10. http://ptkp.brest.by/innov.html
  11. http://korshu.ru/proekt-setevogo-vzaimodejstviya-paritetnaya-kooperaciya-v-ramk/
  12. http://skru/article/«пропедевтика-инженерного-образования»
  13. http://vnauke.by/schkola/EVOLYuCIYa-TEXNOLOGIChESKIX-UKLADOV
  14. http://upr.1september.ru/article.php?id=200700206

 

Программа реализации педагогического проекта

«Формирование инженерно-технических компетенций в процессе реализации программ дополнительного образования технического профиля» (2018-2020)

Этапы и сроки

Обеспечение реализации проекта

Содержание работы

Участники проекта

Результаты

Подготовительно-организационный (сентябрь-декабрь 2018)

Организационно-управленческое обеспечение

Определение проблемного поля, разработка компетенции проекта, определение целей и задач проекта

Администрация

 

 

Разработка и оформление проекта

Оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для реализации проекта

Администрация

Анализ деятельности, диаграммы

Формирование творческой группы, разработка плана действия и механизма реализации проекта

Администрация

 

 

 

Список творческой группы

 

 

Подбор и изучение методической литературы по проблеме проекта, изучение педагогического опыта

Администрация, творческая группа

Каталог источников информации, банк педагогического опыта

 

Распределение функциональных обязанностей членов творческой группы и разработка мер материального стимулирования

Администрация

 

Приказ об организации работы по реализации педагогического проекта

Создание благоприятного морально-психологического климата для участников проекта

 

Руководитель проекта, творческая группа

Диагностика педагогического коллектива на предмет:

выявления готовности к реализации проекта;

наличия барьеров интерактивной деятельности;

уровня креативности, способности к самообразованию в области технического творчества;

выявление уровня мотивации субъектов образовательного процесса к формированию инженерно-технических компетенций

Разработка форм мониторинга, отчетности, анализа и оформления полученных результатов, коррекции, возможных рисков и путей их преодоления

Администрация

Мониторинг, отчеты, анализ

Разработка документации, регламентирующей деятельность учреждения в рамках реализации педагогического проекта (локальные акты)

Администрация

Локальные акты (приказы, положения, рекомендации)

Размещение на сайте учреждения информации по реализуемому проекту

Творческая группа

Страница на сайте
ГУДО «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино»

Организация информационной кампании с вовлечением и использованием системы менеджмента качества деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодежи, направленных на различные слои общества (обучающихся, преподавательского состава и преподавателей промышленных предприятий)

Администрация, творческая группа, педагоги дополнительного образования

Просветительские и рекламные материалы (листовки, буклеты и т.д.)

Подготовка

материалов для СМИ

Администрация, творческая группа

Освещение материалов в СМИ

Психолого-педагогическое обеспечение

Определение основных направлений деятельности педагогов

Участники проекта

Темы индивидуальных творческих заданий для педагогов

Диагностика затруднений педагогов-участников творческой группы

Администрация

Проведение процедуры диагностики по реализации проекта

Мониторинг изучения интересов и потребностей детей и молодежи, их законных представителей в получении дополнительных образовательных услуг

Творческая группа

Диагностика  по реализации проекта

Консультирование участников проекта

Руководитель проекта, авторы,  творческая группа

График консультаций

Обработка результатов диагностики затруднений педагогов

Администрация

Выявление проблемного поля в индивидуальной профессиональной деятельности педагогов

Внесение необходимых корректив в содержание проекта на основе выявленных проблем в индивидуальной деятельности педагогов

Администрация

Скорректированный план действий на основе выявленных проблем в индивидуальной профессиональной деятельности педагогов

Диагностика познавательных процессов, интересов и склонностей учащихся

Методист, педагоги дополнительного образования

Диагностические методики выводы по результатам исследования

Методическое обеспечение

Разработка программы объединения по интересам «Начальное техническое моделирование», «Робототехника», «Беспилотники», «Юный столяр», «Мотоциклисты и юные водители мопедов», «Юный техник»

Методисты педагоги дополнительного образования

Программы объединений по интересам на 2 года обучения:

«Начальное техническое моделирование», «Беспилотники», «Робототехника», «Мотоциклисты и юные водители мопедов», «Юный техник»

 

Индивидуальное и групповое консультирование

Заведующий филиала, методисты

Повышение уровня педагогической компетентности

Практический (январь 2019-февраль 2021)

Психолого-педагогическое обеспечение

Промежуточная диагностика познавательных процессов, интересов и склонностей обучающихся

Методисты, педагоги дополнительного образования

Диагностические методики выводы по результатам исследования

Методическое обеспечение

Организация образовательного процесса в рамках реализации программ объединения по интересам: «Начальное техническое моделирование», «Беспилотники», «Робототехника», «Юный столяр», «Мотоциклисты и юные водители мопедов», «Юный техник»

Методист, педагоги дополнительного образования

Программы объединений по интересам «Начальное техническое моделирование», «Беспилотники», «Робототехника», «Юный столяр», «Мотоциклисты и юные водители мопедов», «Юный техник»

Составление образовательно-методического комплекса объединений по интересам «Начальное техническое моделирование»,

«Беспилотники», «Робототехника», «Юный столяр», «Мотоциклисты», Юный техник»

Творческая группа

Методические продукты: мастер-классы, выставки,  открытые занятия, методические пособия

Разработка и реализация проектов, программ по формированию инженерно-технических компетенций

Методисты, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования

Методические материалы, необходимые для реализации проектов, программпо формированию инженерно-технических компетенций

Разработка и проведение онлай-занятий, конференций, семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских по теме проекта

Методисты, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования

Онлай-занятия, конференции, семинары, мастер-классы, педагогические мастерские по теме проекта

Организация дистанционного обучения педагогов технического профиля

Методисты, педагоги дополнительного образования

Программы вебинаров, открытые занятия, педагогические мастерские, материалы по итогам их проведения

Презентационный период (март-май 2021)

Методическое обеспечение

Подведение итогов в соответствии с целью и задачами  педагогического проекта

Администрация, творческая группа

Итоговый отчет

Оформление результатов реализации педагогического проекта для предоставления конечного продукта

Руководитель проекта, творческая группа

Презентация проекта для публичной защиты, приложения к отчету

Проведение презентаций, конференций, круглых столов, олимпиад, соревнований, конкурсов, выставок, онлайн-занятий

Руководитель проекта, творческая группа

Материалы по итогам проведения презентаций, конференций, круглых столов, олимпиад, соревнований, конкурсов, выставок

Описание опыта реализации педагогического проекта

Руководитель проекта, творческая группа

Публикация в печатных изданиях, размещение на сайте учреждения, соцгруппах

Создание методических рекомендаций по использованию результатов проекта

Руководитель проекта, творческая группа

Методические рекомендации

Психолого-педагогическое обеспечение

Диагностика познавательных процессов, интересов и склонностей

Творческая группа

Таблицы, диаграммы, графики с результатами диагностики. Выводы об эффективности педагогического проекта

 

                                             

 

Календарный план реализации педагогического проекта

«Формирование инженерно-технических компетенций в процессе реализации программ дополнительного образования технического профиля»

на 2019/2020 учебный год

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Форма представления результатов

1

Издание приказа об организации работы по реализации педагогического проекта в 2019/2020 учебном году

август

Гречишко Н.В.

Приказ по учреждению

2

Включение дополнительных материально-технических ресурсов для обеспечения реализации педагогического проекта

август-май, далее постоянно

Гречишко Н.В., Ходатович Е.В.

укрепление материально-технической базы

3

Размещение информации о мероприятиях, реализуемых в рамках педагогического проекта, на сайте учреждения

сентябрь, далее постоянно

Шемет О.Н..

Информация на сайте учреждения

4

Проведение Дней открытых дверей и Недели учреждений дополнительного образования для обучающихся учреждений образования и их родителей 

август-сентябрь

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги

Реклама кружков, буклеты, сценарии мероприятий, информация на сайте учреждения образования, соцсетях, СМИ,  фотоотчеты,  отчеты по итогам проведения

5

Консультацирование педагогов-участников проекта

сентябрь-май

Гречишко Н.В., Яцко И.Д.

Рекомендации

6

Диагностика ключевых компетенций участников педагогического проекта

октябрь

Гречишко Н.В., Яцко И.Д.,

Шемет О.Н.

Протокол результатов диагностики, фиксация в дневниках педагогического исследования, сравнительная аналитика

7

Диагностика качества знаний обучающихся

по итогам мероприятия, полугодия, за учебный год, за весь период реализации проекта

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Анализ итогов работы за полугодие, учебный год, информационные справки по итгам проведения конкурсов, соревнований

8

Организовать и провести акцию «Внимание – дети!»

25.08.-05.09.

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения, протоколы

9

Принять участие в областном этапе республиканского конкурса детского творчества «АрхНовация – 2018»

до 13.09.

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения, протоколы

10

Принять участие в IV международном фестивале ученической молодежи «FERREXPO ROBOT FEST 2019»

25.09. -28.09. г. Горишни Плавни Полтавская область, Украина

Гречишко Н.В., Герасимович О.Е.

Приказ, положения, фототчет

11

Организовать и провести городской КВН КЮИД

28.09.2019,

ГУО «Жодинская женская гимназия»

Гречишко Н.В., Шемет О.Н.,

Яцко И.Д.

Приказ, положения, информация по итогам проведения, фототчет

12

Принять участие в областном этапе республиканского конкурса «Патриот.by»

01.10.-31.10.

Шемет О.Н.,

Яцко И.Д. педагоги дополнительного образования

Приказ, положения, фототчет

13

Организовать и провести городской слет КЮСП

12.10.

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения, протоколы

14

Городская Неделя технического творчества:

21.10-26.10.

 

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ по конкурсам, положения, информация по итогам проведения

Организовать и провести областную выставку-конкурс стендового моделирования «ТехноДвижение»

21.10.-26.10. филиал «ТехноАрт»

Гречишко Н.В., Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

Организовать и провести областной семинар для педагогов спортивно-технического профиля

22.10.

Гречишко Н.В., Яцко И.Д.,

Шемет О.Н.,

Колчанов А.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, программа, информация по итогам проведения

Организовать и провести областной семинар для педагогов технического профиля

25.10.-26.10.

Гречишко Н.В., Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

Организовать и провести  фотовыставку «У истоков технического творчества»

21.10.-09.11.

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

Организовать и провести городской фотоконкурс «Техномодерн»

21.10.2019 по 03.11.2019

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

15

Организовать, провести и  принять участие в городском этапе республиканского конкурса «ТехноЕлка»

октябрь

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

16

Принять участие в открытых городских соревнованиях по юношескому мотомногоборью в г. Гомель

октябрь

Яцко И.Д.,

Колчанов А.Н.

Приказ, положение, информация по итогам проведения

17

Организовать и провести открытые городские соревнования по робототехнике «Hello, Robot»

02.11., филиал «ТехноАрт»

Гречишко Н.В., Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., Герасимович О.Е.

Приказ, положение, информация по итогам проведения

18

Организовать и провести Городской турнир по экономике и бизнесу «Бизнес-старт» для учащихся 2 и 3 ступени общего среднего образования (инвестирование)

05.11.

Шемет О.Н.

Приказ, положение, информация по итогам проведения

19

Заседание ГМО педагогов дополнительного образования  «Финансовая\ грамотность на занятиях педагога дополнительного образования»

05.11.

 

Гречишко Н.В, Шемет О.Н., Чернявская Е.В..

План проведения, материалы выступлений

20

Организовать и провести Открытый чемпионат города по метательным моделям планеров

06.11.

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

21

Организация и проведение открытых соревнований «Вираж-хобби» по радиоуправляемым моделям

08.11.

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

22

Организация и проведение городского конкурса на лучшего регулировщика дорожного движения «Перекресток»

10.11.

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

23

Принять участие в открытых городских соревнованиях по скоростному маневрированию мотоджимхано

ноябрь,

г. Минск

Яцко И.Д., Колчанов А.Н.

Приказ, положение, протоколы участия

24

Участие в Областном конкурсе по робототехнике «Дорога в будущее»

06.12.

Гречишко Н.В., Яцко И.Д., Герасимович О.Е.

Приказ, положение, информация по итогам проведения

25

Организация и проведение городского конкурса детского художественного и технического творчества «Спасатели – глазами детей»

16.12.–03.02.

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

26

Организация и проведение городской эстафеты добра и безопасности «Фликер-старт»

16.12.-04.01.

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

27

Организация и проведение городского фотоконкурса «Мгновения…»

16.12.-13.01.

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

28

Организация и проведение открытой городской выставки «Бумажная Вселенная»

23.12.-04.01.

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

29

Организовать и провести  Турнир радиоуправляемых автомобилей «Новогодний серпантин» среди обучающихся учреждения

03.01.

Яцко И.Д., Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

30

Открытые городские соревнования по робототехнике «РобоФест»

09.01.2020

Яцко И.Д., Гречишко Н.В., Герасимович О.Е.,  педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

31

Организация и проведение городского конкурса «Дорожные знаки глазами детей»

11.01.

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

32

Принять участие в городском чемпионате по зимнему мотокроссу

январь 2020,

г. Минск

Яцко И.Д., Колчанов А.Н.

Приказ, положение, протоколы участия

33

Организация и проведение городской олимпиады по правилам дорожного движения

08.02.

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

34

Участие в областном этапе республиканского конкурса научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект»

февраль

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

35

Участие в областном смотре инновационного и технического творчества учащихся и работников учреждений образования

февраль-март

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

36

Организация и проведение городского этапа республиканского творческого проекта для подростков «Безопасный переход-2020»

29.03-20.04

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

37

Организовать и провести городской конкурс «ТехноКоннект»

30.03.-11.04.

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

38

Принять участие в городском чемпионате по фигурному вождению мотоцикла

март,

 г. Минск

Яцко И.Д., Колчанов А.Н.

Приказ, положение, протоколы участия

39

Организация и проведение городского турнира по экономике и бизнесу «Бизнес-старт» для учащихся 2 и 3 ступени общего среднего образования (криптовалюта)

01.04.

Шемет О.Н.

Приказ, положение, информация по итогам проведения

40

Организовать и провести открытую городскую олимпиаду по робототехнике

02.04.

Яцко И.Д., Гречишко Н.В., Герасимович О.Е.,  педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

41

Организация и проведение Городского конкурса «На шхуне «Победа»

03.04.

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

42

Организация и проведение городского конкурса художественного и технического творчества «Соблюдаем законы дорог»

13.04-08.05

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

43

Организация и проведение городского слета-конкурса отрядов юных инспекторов дорожного движения

14.04.

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

44

Принять участие в Открытом лично-командном первенстве г. Минска и Минской области по фигурному вождению мотоцикла

апрель 2020

Гречишко Н.В., Колчанов А.Н., Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., педагоги дополнительного образования

Приказ, положение, информация по итогам проведения

45

Принять участие в республиканском турнире по юношескому мотомногоборью памяти П.И. Куприянова

май

Яцко И.Д.,

Шемет О.Н., Колчанов А.Н.

Приказ, положение, информация по итогам проведения

46

Итоговая диагностика

май

 

Гречишко Н.В.,  Яцко И.Д.,

Шемет О.Н.

Протокол

47

Анализ реализации педагогического проекта

май

Гречишко Н.В., Яцко И.Д.

Сравнительная аналитика, методические материалы

48

Подготовка отчетной документации по реализации проекта

май

Гречишко Н.В., педагоги дополнительного образования

Программа и план реализации педагогического проекта

49

Рассмотрение на педагогическом совете вопроса «О реализации педагогического проекта «Формирование предпримчивости технического мышления на занятиях технического и спортивно-технического направления»

июнь

Гречишко Н.В.

аналитико-диагностические материалы

50

Участие в городских, областных, республиканских конкурсах, направленных на развитие технического мышления

в течение года

Гречишко Н.В., Яцко И.Д.

Приказ, положение, информация по итогам проведения

51

Создание методического комплекса по техническому и спортивно-техническому профилю в рамках реализации педагогического проекта

в течение года

Гречишко Н.В., Яцко И.Д.

положения, сценарные разработки; программы мероприятий, конкурсов, выставок, конференций, семинаров

52

Участие в семинарах и научно-практических конференциях различного уровня

в течение года

Гречишко Н.В.

Материалы участника

53

Организация информационной кампании с вовлечением и использованием СМИ

в течение года

Гречишко Н.В., Шемет О.Н.,

Яцко И.Д.

Печатные материалы в СМИ

54

Подготовка материалов для СМИ по реализации проекта

в течение года

Гречишко Н.В., Шемет О.Н.,

Яцко И.Д.

Печатные материалы в СМИ

 

 




Дополнительные подразделы:

Сценарные разработки
Методические разработки
Анкеты и опросники
Критерии оценки результативности проекта
Результативность проекта

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
ПЕРЕВОДЧИК
Контакты

centr@zhodino-edu.gov.by

г. Жодино, ул. Гагарина, 34, к.1.
Открыть контакты

-
Интернет-портал Президента Республики Беларусь
-
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
-
Портал рейтинговой оценки
https://mpt.gov.by/be/node/7582
Министерство образования Республики Беларусь
МИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
-
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
ЖОДИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома
Туристы в Instagram!
Отдел ДПИ и ИЗО в Instagram
"ТехноАрт" в ВК
Филиал "ТехноАрт" в Instagram
БРПО в ВК
БРПО г.Жодино
-
Пионерия Жодино в Инстаграмм
YouTube-канал ЦТТЭДМ
Театр песни "Орфей" в Instagram
Театр песни "Орфей"
Вокальная студия "Kvinta" в Instagram