Счетчик посетителей
2024 год - Год качества
2024 год - Год качества
Интерактивная платформа патриотического воспитания
-
сайт Национального детского технопарка
Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи
Республиканский центр психологической помощи
ЮНИСЕФ в Беларуси
-
-Открытый республиканский IT-чемпионата «РобИн-2024»
:: ::

Повышение экологической грамотности обучающихся

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«Повышение уровня экологической грамотности обучающихся в многопрофильном учреждении дополнительного образования»

Сроки реализации: 2015/2016 – 2017/2018 учебный год

 

Проект составила:

Кивистикова Лина Васильевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе

 

 

Тема

Повышение уровня экологической грамотности обучающихся в многопрофильном учреждении дополнительного образования.

 

Обоснование актуальности

Государственное учреждение дополнительного образования «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодёжи г.Жодино» (далее – Центр) реализует программы объединений по интересам по нескольким профилям: художественному, декоративно-прикладному, социально-педагогическому, эколого-биологическому, туристско-краеведческому, техническому, техническо-спортивному, общественно-гуманитарному, культурно-досуговому, физкультурно-спортивному. В Центре работают два филиала – «ТехноАрт» и «Турист». Независимо от выбранного учащимся профиля обучения, первоочередная задача – помочь семье и школе воспитать всесторонне развитую личность, готовую к жизни в социуме. Экологический вектор воспитания в свете современной жизни является одним из приоритетных.

Возможности проявления детьми инициатив, реализации ими экологических проектов в рамках существующего учебного процесса ограничены. Поэтому необходимо базовый уровень экологического образования дополнить различными формами внеурочной и внешкольной экологической деятельности [18 – с.7].

Актуальность внедрения эффективных форм и методов обучения, способствующих повышению экологической грамотности обучающихся, в процессе реализации программ дополнительного образования детей и молодёжи обуславливается тревожной экологической ситуацией. Согласно данным  национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь, в стране  каждый год накапливается до 45 млн. тонн отходов, большинство из которых не может быть переработано. В воздух выбрасывается около 3 млн. тонн вредных веществ, 10% промышленных и бытовых отходов сбрасывается в водоемы неочищенными. Это приводит к увеличению количества заболеваний, а также повышению уровня смертности жителей Беларуси [10; 16]. Граждане республики живут и работают в напряженной обстановке, созданной перечисленными выше проблемами, а также Чернобыльской катастрофой. Смертельной угрозе подвергается генофонд белорусской нации. Охрана природы, рациональное использование сырьевых и материально-технических ресурсов — большая и ответственная задача, важнейшее условие выживания и прогресса человечества, в том числе и белорусского народа.

Центр регулярно проводит экологические мероприятия и акции, в которых принимают участие обучающиеся, педагоги учреждения, учащиеся учреждений общего среднего образования  и жители города. К сожалению, предпринимаемых мер недостаточно для контроля и мониторинга экологической обстановки, для формирования у учащихся платформы знаний, умений и навыков, которые помогут создать устойчивую модель экологически грамотного поведения.

 

Теоретическое обоснование

«Цель экологического образования  и просвещения – создание условий для приобретения всеми гражданами знаний в области экологии, формирование экологического мировоззрения в обществе, включающего культурные и этические принципы и нормы поведения, обеспечивающего  устойчивое развитие страны» [9 – с.189].

Основными принципами экологического образования являются:

- принцип единства интеллектуального, эмоционального и деятельностного компонентов;

- принцип непрерывности;

- принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к анализу экологических проблем и путей их решения;

- принцип междисциплинарности;

- принцип всеобщности и доступности;

- принцип социокультурной детерминации развития личности.

Обязательным принципом методологии экологического образования должен стать принцип его непрерывности. Экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование детей, юношества и взрослого населения [19 – с.32].

Конечной целью непрерывного экологического образования является повышение уровня экологической грамотности населения [1 – с.4].

Экологическая грамотность – это основа экологической культуры личности, формирующаяся в процессе экологического образования [7 – с.5].

Компонентами экологической грамотности выступают мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностно-практический. К показателям экологической грамотности старшеклассников относятся интерес и потребность в экологических знаниях и умениях, понимание природы как важнейшей ценности; осознанность и прочность экологических знаний; опыт участия в природоохранной деятельности. Уровнями экологической грамотности являются оптимальный, допустимый и критический [7].

Факторами, влияющими на формирование экологической грамотности старшеклассников, являются внешние (глобальная, национальная и региональная экологические ситуации, социально-экономические условия жизнедеятельности людей, уровень экологической культуры общества) и внутренние (уровень экологических знаний старшеклассников, отношение их к экологическому образованию в общем и к естественнонаучному в частности, интерес и потребности старшеклассников в экологической деятельности) [7].

Одним из важнейших организационно-педагогических условий, способствующих формированию экологической грамотности, является использование интерактивных образовательных технологий [7].

Педагогическая технология – совокупность способов педагогического взаимодействия, гарантирующих решение педагогических задач [6 – с.60].

Перспективным в экологическом образовании школьников является индивидуально-творческий подход,  при котором происходит творческая реализация ученика на индивидуально-личностном уровне [12 – с.3].

Педагогические подходы, направленные на достижение цели экологического познания:

- интегрирующий (холистический). Учёт различий в стилях познания.

- фасилитационный. Поддержка, поощрение, стимулирование. (от англ.  facilitate – «создание благоприятных условий»). Фасилитация – облегчение для человека той или иной работы путем умелого её направления.

- деятельностный подход.  Проблемное обучение.

- индивидуальный и дифференцированный подходы. Интерактивное обучение.

- личносто-ориетированный подход. Обучение через сотрудничество, метод приоритета нравственных ценностей [18, 19].

Методы экологического образования должны быть активными, интерактивными, предполагающими возможность проявления субъективной активности подростка в совместной деятельности. Метод проектов является методом практического целенаправленного действия [18].

Эффективной формой экологического образования и воспитания является исследовательская деятельность, в основе которой лежит вовлечение детских объединений в конкретную природоохранную работу с использованием методик и подходов краеведенья, сельскохозяйственной экологии, биологии, валеологии [18].

Комплексными формами воспитания детей являются экологические операции: экологические «атаки», экологические трудовые рейды, десанты; экологические акции [18] .

Содержание эколого-педагогической деятельности должно быть:

- мотивированным, т.е. отобранным и сконструированным с учетом мотивов, потребностей и интересов учащихся;

- актуальным, т.е. выстроенным в соответствии с насущными потребностями и интересами личности;

- целенаправленным, т.е. соотнесенным и приведенным в соответствие с поставленными целями;

- посильным, т.е. дифференцированным применительно к реальным познавательным возможностям аудитории [18 – с.8].

Реализация проекта предусматривает использование в работе с обучающимися  интерактивных педагогических технологий, целенаправленных педагогических подходов, эффективных форм и методов экологического образования.

Эколого-ботанические, эколого-зоологические, эколого-краеведческие, комплексные (экосистемные) экскурсии позволяют приобщиться к красоте природы, увидеть экологические связи, понять взаимообусловленность природных процессов, развить интерес к окружающей среде, выявить проблемы, определить действия по охране объектов природы [8].

По территории, прилегающей к филиалу «Турист» проходит Малая экологическая тропа, которая отличается разнообразием видового состава животного и растительного мира, а также является рекреационной зоной.

Экологическая тропа – специально оборудованный в образовательных (просветительских) целях маршрут, на котором созданы условия для изучения природного окружения, выполнения различных наблюдений, учётов животных [19 – с.52].

В рамках проекта планируется оборудование Малой экологической тропы информационными знаками, а также разработка инновационных форм проведения экскурсии: заочная виртуальная экскурсия может проводиться при плохих погодных условиях и позволит ознакомиться с особенностями тропы в различные времена года, интерактивная театрализованная экскурсия привлекает игровой формой проведения и активно включает экскурсантов в процесс изучения природных объектов.

Уход и наблюдение за животными помогают обучающимся приобрести практические навыки взаимодействия с природой. Благодаря объединению «Юный зоолог» (руководитель – Гриневич И.И.) в филиале «Турист» создан Уголок живой природы, в рамках проекта планируется его эстетическое оформление и проведение  на его базе экологических исследований.

Путешествия по своему краю, посещение заповедников,  особо интересных уголков природы всегда притягательно для подростков [19 – с.53]. Краеведческие и экологические экспедиции позволят обучающимся вести  научно-исследовательскую работу в природных условиях, что поспособствует активному включению в процесс познания.

Экологические лагеря – это интенсивная форма экологического образования школьников в максимально активном соприкосновении с природой, работа и отдых в естественных условиях. В программе экологического лагеря должны совмещаться образовательный и рекреационный процессы [19 – с.53]. На базе филиала «Турист» с 2012 года в период летних каникул работает профильный экологический лагерь «Рамонак» с круглосуточным пребыванием детей. Проект предусматривает практическую работу в лагере с обучающимися, занимающимися в объединениях по интересам эколого-биологического, туристско-спортивного и краеведческого профилей.

Заниматься экологическим образованием – не значит лишь информировать детей о тех или иных взаимосвязях и закономерностях. Важно формировать у них иной, особый способ мышления, названный В.И.Вернадским «планетарным мышлением» [6 – с.5].

Правильные действия по отношению к окружающей среде способствуют улучшению экологических показателей и помогают экономить природные ресурсы. Однако современные дети и подростки не всегда понимают значение и влияние экологической ситуации на качество жизни. В условиях возрастающей зависимости от социальных сетей у учащихся ослаблены или отсутствуют эмоциональные побуждения к сохранению естественной среды обитания. Таким образом, воспитание подрастающего поколения требует привлечения новых форм и методов обучения, развивающих такие качества как любовь и сострадание к природе и всему живому, осознанность в рациональности экономии ресурсов, необходимости улучшения экологической ситуации в городе, стране и мире.

Реализация проекта позволит создать необходимые условия, обеспечивающие внедрение новых форм и методов повышения экологической грамотности в многопрофильном учреждении дополнительного образования.

  

Основная идея

Любовь к природе и экологически грамотное поведение необходимо прививать человеку, начиная с раннего возраста. Дополнительное образование призвано помочь детскому саду, школе и семье воспитать гармонично развитую личность,  в том числе обладающую базовым набором знаний об окружающем мире. В многопрофильном учреждении дополнительного образования детей и молодёжи имеется множество возможностей для внедрения новых форм и методов обучения экологической грамотности, обеспечивающихся различными направлениями работы с учащимися.

Цель и задачи

Цель – достижение обучающимися оптимального уровня экологической грамотности посредством использования в работе объединений по интересам и при организации воспитательных мероприятий интерактивных педагогических технологий, целенаправленных педагогических подходов, эффективных форм и методов экологического образования.

Задачи:

- Прививать обучающимся любовь к природе родного края;

- Воспитывать у обучающихся бережное отношение к природным ресурсам;

- Способствовать активному процессу познания обучающихся в области природоведенья и экологии;

- Формировать экологическую культуру обучающихся;

- Организовывать работу по привлечению обучающихся к экологическим исследованиям и проектам;

- Осуществлять практические мероприятия для улучшения экологической обстановки в городе Жодино;

- Привлекать внимание обучающихся и жителей города Жодино к экологическим проблемам посредством вовлечения их в экологические мероприятия и конкурсы;

- Повышать  теоретический и  научно-методический уровень подготовки педагогических работников дополнительно образования;

- Создавать теоритическую и практическую базу для распространения педагогического опыта по эколого-биологическому направлению в других учреждениях образования.

 

 

Показатели эффективности и критерии оценки

Критерии эффективности

Показатели эффективности

Шкала измерений

Диагностический инструмент

Методики

 

Результативность проекта

1.Повышение уровня экологической грамотности учащихся многопрофильных учреждений дополнительного образования

 

1.Сравнительная диаграмма, отражающая уровень экологической грамотности  по результатам анкетирования

 

 

Эффективность форм и методов работы с учащимися

1.Привлечение учащихся Центра к экологическим исследованиям и проектам

 

1.% от общего кол-ва педагогических работников и учащихся по отношению к вовлеченным в проект

 

 

 

2.Вовлечение в процесс реализации проекта максимально возможного количества участников

 

1.Количественный анализ участников мероприятий проекта

 

3.Заинтересованность учащихся мероприятиями проекта

1.Шкала интереса учащихся к мероприятиям проекта в виде сравнительного графика

 

Эффективность экологических мероприятий, акций, экологических экскурсий, экспедиций

 

 

1.Улучшение экологической обстановки в городе Жодино посредством проведения мероприятий проекта

1.Количественный и качественный анализ реализованных мероприятий

2.% улучшения показателей уровня загрязненности воды и воздуха в городе

3.Количество зеленых насаждений, появившихся в результате деятельности учащихся

4.Количественный и качественный анализ  публикаций и репортажей в местных СМИ, освещающих мероприятия проекта

 

Повышение теоретического и  научно-методического уровня подготовки педагогических работников дополнительно образования

1.Повышение уровня знаний, умений и навыков педагогических работников Центра по экологии и природоведению

 

1.Сравнительный график в баллах от 1 до 100 по результатам анкетирования

 

 

2.Создание теоретической и практической базы для распространения педагогического опыта по эколого-биологическому направлению в других учреждениях образования

 

1.Количественный и качественный анализ проведенных семинаров, тренингов, мастер-классов для педагогов учреждений образования

2.Количественный и качественный анализ методических разработок педагогических работников Центра, созданных в рамках проекта

 

Сохранение здоровья участников проекта

Динамика заболеваемости учащихся и педагогов Центра

1.Анализ заболеваемости педагогических работников Центра

2.Анкетирование учащихся

 

 

  

Участники педагогического проекта и критерии их отбора

Руководящие работники, отвечающие за реализацию проекта:

  1. Дроб Валентина Сергеевна – директор Центра творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи. Имеет I квалификационную категорию педагога дополнительного образования, педагогический стаж - более 25 лет.
  2. Одинец Михаил Константинович - заведующий филиалом «Турист», курирует эколого-биологическое и туристско-краеведческое направление. Имеет I квалификационную категорию педагога дополнительного образования, педагогический стаж – более 10 лет.

 

Творческая группа проекта:

  1. Кивистикова Лина Васильевна – заместитель директора по УВР, разработчик проекта, руководитель экологической театральной студии «Простор», имеет журналистскую практику и методический опыт организации и проведения экологических мероприятий и акций (акция «Чудесный мир», выставка «Чудеса из мусорной корзинки», экодесант «Чистые берега» и др.). II квалификационная категория педагога дополнительного образования, педагогический стаж – более 5 лет.
  2. Апанович Дина Владимировна – методист, курирующий эколого-биологическое направление, руководитель экологического клуба «Стрекоза». Имеет высшее ветеринарное образование, II квалификационную категорию педагога дополнительного образования, педагогический стаж – более 7 лет.
  3. Латышева-Автушко Виктория Николаевна – методист филиала «Турист». Имеет высшее педагогическое образование по специальности «География. Биология». Курирует сайт учреждения.
  4. Казак Тамара Александровна – методист Центра I категории, руководитель Жодинского городского Парламента школьного самоуправления.
  5. Гриневич Инна Иосифовна – педагог дополнительного образования высшей категории, педагогический стаж более 20 лет, руководитель объединения по интересам «Юный зоолог», активно сотрудничает с общественной организацией «Ахова птушак бацькаýшчыны». Под её руководством проводятся регулярные мониторинги птиц и наблюдения за животными Уголка живой природы филиала «Турист».
  6. Рутковская Галина Ивановна – педагог дополнительного образования высшей категории, педагогический стаж более 25 лет. Руководитель объединений по интересам «Экознайка» и «Экотуристенок», автор Комплексной программы внешкольной работы по экологическому образованию и воспитанию [11] и методических разработок экологических мероприятий и акций (экологическая акция «Спасём лесную красавицу», городской экологический праздник «Осенний марафон», пресс-конференция за круглым столом для детей среднего и старшего школьного возраста «Харчаванне ý атамным стагоддзi» и др.). Имеет опыт организации и проведения семинаров-практикумов по ландшафтному озеленению.

Объединения по интересам, реализующие практическую часть проекта:

  1. Объединения по интересам «Экознайка», «Экотуристенок», «Юный зоолог» - ведут практические исследования и наблюдения в рамках проекта.
  2. Экологические клубы «Стрекоза», «Школа красоты и здоровья», экостудии «Крынiчка», «Белорусская соломка» и объединения по интересам художественного и декоративно-прикладного профиля - готовят наглядный материал для проведения экологических мероприятий и акций, участвуют в конкурсах в рамках проекта.
  3. Объединение по интересам «Журналист-натуралист» - освещает ход и деятельность мероприятий в рамках проекта в СМИ и на сайте учреждения, выпускает мини-газету «Зелёный свет».
  4. Жодинский городской Парламент школьного самоуправления – проводит консультации и круглые столы с депутатами местных советов и представителями местных органов власти.
  5. Все объединения по интересам Центра творчества, туризма и экскурсий детей и молодёжи г.Жодино, независимо от профиля, принимают активное участие в экологических мероприятиях и акциях.

Количественные характеристики состава группы, которая будет работать в рамках проекта

Активной реализацией проекта будут заниматься 8 педагогических работников и 450 учащихся Центра, вовлечены в проектную деятельность -  все педагогические работники и учащиеся Центра, а также учащиеся других учреждений образования и жители города Жодино (около 5000 человек). Состав творческой группы проекта может изменяться и увеличиваться.

 

Материально-техническое обеспечение проекта

Центр располагает учебными кабинетами, актовыми залами, и дворовой территорией с зелеными насаждениями и клумбами. В филиале «Турист» работает Уголок живой природы, имеется подборка методических и учебных материалов по природе и экологии и оборудование, необходимое для изучения природных объектов (полевые определители, бинокли, сачки, подзорная труба, увеличительные линзы и др.), технические средства обучения (компьютеры, принтеры, в том числе цветной, мультимедийный проектор).  Центр располагает туристским снаряжением, необходимым для организации экологических экспедиций (палатки, спальники и т.д.).

Внебюджетная деятельность учреждения позволяет выделить часть средств на приобретение призов участникам и победителям экологических конкурсов, мероприятий и акций, поощрение педагогов, активно принимающих участие в реализации проекта.

Для воплощения всех запланированных мероприятий в рамках проекта Центр нуждается в приобретении цифровой видеокамеры, цифрового фотоаппарата, реактивов и оборудования для проведения экологических исследований, учреждению требуется дополнительное финансирование на организацию и проведение экологических мероприятий и акций.   С целью привлечения дополнительных материально-технических средств необходимо наладить сотрудничество со спонсорами и общественными организациями («Ахова птушак бацькаýшчыны», «ЮНЕСКО» и др.).

 

Финансово-экономическое обоснование педагогического проекта

Повышение экологической грамотности учащихся и жителей города в целом будет способствовать укреплению здоровья горожан, экономии энергетических ресурсов, формированию бережного отношения к природе, что, несомненно, повлияет на улучшение экономических показателей. Конечно, финансовый эффект едва будет сразу заметен, но в долгосрочной перспективе экологически грамотное поведение населения должно благоприятно сказаться на экономической ситуации в стране.

 

Ожидаемые результаты проекта

  1. Внедрение инновационных и интерактивных педагогических технологий в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей и молодёжи обучения по эколого-биологическому профилю.
  2. Достижение оптимального уровня экологической грамотности обучающихся.
  3. Повышение интереса к экологической ситуации жителей города Жодино.
  4. Улучшение экологической обстановки в городе Жодино.

 

Нормативно-правовая база

  1. Закон Республики Беларусь от 19 сентября 1996 г. «Об охране и использовании животного мира» / Ведамасцi Вярхоýнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1996. №31 – 571 с.
  2. Закон Республики Беларусь от 15 апреля 1997 г. «Об охране атмосферного воздуха» / Ведомости национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 14 – 260 с.
  3. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь/1998/ №19 – 212 с.
  4. Закон Республики Беларусь от 23 мая 2000г. «Об особо охраняемых природных территориях» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №52
  5. Закон Республики Беларусь «Об образовании» в ред. Закона Республики Беларусь от 7 мая 2007  г.  №  219-З   / Национальный  реестр  правовых  актов Республики Беларусь,  2007 г., № 118, 2/1316
  6. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text&regnum=Hk1100243#load_text_none_1_. – Дата доступа: 28.01.2015
  7. Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (утверждена постановлением Министерства образования от 01 сентября 2011 г. № 251 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 127, 8/24371
  8. Экологическое законодательство / Экологический информационный центр «Эко-инфо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecoinfo.bas-net.by/ecolaw/. – Дата доступа: 12.01.2015

 

Использованные источники

  1. Ахмедова, М.Г. Экологическое образование и воспитание как педагогическая основа развития и систематизации естественнонаучных знаний учащихся [Текст] : дис. канд. пед. наук / М.Г. Ахмедова. – Москва, 2003. – 149 с.
  2. Воронцов, А.И. Охрана природы : учебники и учебные пособия для техникумов  / А.И. Воронцов, Е.А.  Щетинский,  И.Д. Никодимов. – Москва : Агропромиздат, 1989. – 303 с.
  3. Гершман, М.В. Экологическая копилка : метод. разработки уроков по энергосбережению, занятий в объединениях по интересам эколого-биологического профиля / под общ. ред. М. В. Гершман. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. — 116 с.
  4. Запрудский, Н. И. Энергосбережение в образовательном процессе школы : метод. пособие для учителей / Н. И. Запрудский, К. А. Петров ; под общ. ред. М. В. Гершман. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. — 44 с.
  5. Калиновская, Л.П. Инновации в экологическом образовании. Опыт. Проблемы. Поиск.  / М.В. Гершман // Эковестник. – 2013. —  №1, август. – 175 с.
  6. Кашлев, С.С. Педагогические условия развития экологической культуры учащихся : пособие для педагогов / С.С. Кашлев. – Минск, РЭЦДиЮ, 2001. – 136 с.
  7. Кузьмина, С.А. Формирование экологической грамотности старшеклассников в процессе изучения естественнонаучных дисциплин [Текст] : дис. канд. пед. наук / С.А. Кузьмина. – Киров, 2010. – 199 с.
  8. Лузан, С.П. Экологический маршрут как универсальная форма воспитательной работы в условиях мегаполиса: метод. разработка / С. П. Лузан, Е. Н. Павловская. — Минск: ГУО «Центр творчества детей и молодёжи «Ранак» Московского района г. Минска», 2011. – 45 с.
  9. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь // Я.М. Александрович и др. — Минск : Юнипак, 2002. — 200 с.
  10. Об оценке воздействия на окружающую среду / Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minpriroda.gov.by/ru/new_url_102158159-ru/. – Дата доступа: 25.01.2015
  11. Педагогам / Школьная программа использования ресурсов и энергии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spare-belarus.by/page.php?63. – Дата доступа: 01.02.2015
  12. Постникова, Л. Н. Метод проектов как средство формирования экологической культуры старшеклассников : методические рекомендации / Л.Н. Постникова. Москва : ОНТИ ПНЦ РАН,   -  16  с.
  13. Проект «Модернизация системы образования Республики Беларусь» / Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/sm_full.aspx?guid=2978023.  – Дата доступа: 10.02.2015
  14. Педагогические проекты / ГУ «Минский областной учебно-методический центр» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://umk.by/index.php/ru/component/content/article/597. – Дата доступа: 03.01.2015
  15. Проектная деятельность / ГУО «Минский областной институт развития образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moiro.by/index.php?option=com_k2&view=item&layout=item&id=109&Itemid=59&lang=ru. – Дата доступа: 01.02.2015
  16. Проблема сохранения биологического разнообразия / Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mlh.by/ru/protection/Bio.html. – Дата доступа: 05.02.2015
  17. Рутковская, Г.И. Комплексная программа внешкольной работы по экологическому образованию и воспитанию: комплексная программа /Г.И. Рутковская. – Жодино: ГУ «Станция детского и юношеского туризма и краеведения», 2001. – 25 с.
  18. Самерсова, Н.В. Педагогические условия формирования экологической культуры личности / Н.В.Самерсова.  – Минск : Мэджик бук, 2007 – 64 с.
  19. Самерсова, Н.В. Экологическая инициатива / Н.В.Самерсова, Н.Н.Кошель, С.А.Петрова. – Минск : Беларусь, 2005 – 129 с.

 

 

 

ПРОГРАММА

реализации педагогического проекта

«Внедрение эффективных форм и методов повышения экологической грамотности учащихся в многопрофильном учреждении дополнительного образования»

Сроки реализации: 2015/2016 – 2017/2018 учебный год

 

I этап – подготовительно-организационный

Задача: подготовка к реализации педагогического проекта

№ п/п

Мероприятие

Форма

Результат

1.       

Формирование проектной  творческой группы

 

Анкетирование

Семинар-тренинг

Состав творческой группы.

Распределение обязанностей в группе

2.       

Организация работы объединений по интересам эколого-биологического профиля

Презентация объединений по интересам в учреждениях образования г.Жодино

Состав учащихся объединений по интересам эколого-биологического профиля. Распределение направлений проектной деятельности по объединениям

3.       

Разработка педагогического проекта (ПП)

Обучающий семинар практикум (с участием консультанта педагогического проекта)

ПП

4.       

Создание мини-групп учащихся, отвечающих за ведение экологических проектов

Круглые столы и тренинги в объединениях по интересам

Состав мини-групп учащихся, распределение функций между группами

5.       

Обучение педагогов способам педагогической диагностики

Мастер-класс,

консультирование

Алгоритмы  реализации методов наблюдения, опроса (беседа, интервью, анкетирование) и оценивания в образовательном процессе

6.       

Обучение педагогов способам обработки результатов педагогической диагностики

Мастер-класс,

консультирование

Алгоритмы обработки результатов наблюдения, анкетирования, оценивания

7.       

Изучение данных по экологической ситуации в городе

Мониторинг, анкетирование, наблюдение

Диаграммы, графики, сводные таблицы

8.       

Определение отношения детей и родителей к осуществляемому нововведению. Убеждение в необходимости нововведения

Анкетирование

Родительское собрание

Характеристика отношения детей и родителей к предполагаемым изменениям параметров образовательного процесса

9.       

Налаживание сотрудничества с общественными организациями, занимающимися охраной окружающей среды

Консультирование

Членство в клубах «Ахова птушак бацькаýшчыны», «Юнеско», работа ШПИРЭ/ SPARE школы

10.   

Оформление результатов педагогической диагностики

Семинар-практикум

Таблицы, диаграммы, графики

Выводы об эффективности педагогического проекта

11.   

Подготовка презентационных материалов для вовлечения в проект большего количества участников (стенды, буклеты, объявления, мультимедийные презентации, публикации и репортажи в СМИ, рубрика сайта учреждения и др.)

Консультирование

Увеличение количества участников, задействованных в реализации проекта

Форма представления результата реализации педагогического проекта на I этапе – отчет, приложения к отчету в виде таблиц, диаграмм, графиков

II этап – практический

Задача: реализация педагогического проекта

№ п/п

Мероприятие

Средства

Результат

1.       

Выбор педагогами – участниками творческой группы тем индивидуальных разработок в рамках реализации педагогического проекта

Семинар-практикум

Темы индивидуальных разработок

2.       

Диагностика затруднений педагогов – участников творческой группы

Круглый стол, анкетный опрос, изучение педагогической документации

Информация о затруднениях и потребностях педагогов

3.       

Проведение педагогического совета

Семинар, консультирование

Разработка плана дальнейшей реализации педагогического проекта

4.       

Представление первичного опыта реализации педагогического проекта

Круглый стол, мероприятие

Обогащение знаний  педагогов о специфике организации образовательного процесса в контексте реализации педагогического проекта

5.       

Проведение в объединениях по интересам эколого-биологического профиля наблюдений и исследований

Консультирование, анализ

Оформление исследовательских работ

6.       

Организация и проведение экологических акций и творческих конкурсов, направленных на решение задач проекта

Мероприятия

Методические разработки

7.       

Разработка и проведение экологических викторин

Занятия в объединениях по интересам

Мониторинг уровня экологических знаний учащихся

8.       

Проведение для учащихся Центра и жителей города театрализованных экологических экскурсий

Сопровождение экскурсий

Внедрение инновационных форм работы с учащимися и местным населением

9.       

Летняя практика активных участников проекта

Работа круглосуточных оздоровительных лагерей на базе филиала «Турист»

Мини-атласы растительного и животного мира,

дневники экологических экспедиций

10.   

Сбор и публикация информационных и агитационных материалов

Консультирование, информирование

Публикации и репортажи в местных СМИ, выпуск мини-газеты, наполнение экологической рубрики сайта учреждения

Форма представления результата реализации педагогического проекта на II этапе

Отчет, приложения к отчету в виде таблиц, диаграмм, графиков

 

III этап – презентационный

Задача: анализ результатов реализации педагогического проекта, подготовка к защите педагогического проекта

№ п/п

Мероприятие

Форма

Результат

1.       

Формулирование выводов в соответствии с целями и задачами педагогического проекта, положительных и отрицательных результаты и границы нововведения

Учебно-деловая игра

Итоговый отчет

2.       

Подготовка таблиц и другие наглядных средств, составление плана публичной защиты

Семинар-практикум

Презентация проекта, приложения к отчету

3.       

Презентация педагогического опыта и результатов педагогической деятельности

Выставки, презентации, мастер-классы

Распространение педагогического опыта

4.       

Оформление результатов реализации педагогического проекта

Семинар-практикум

Проект оформления методических разработок, сборника мультимедийных презентаций, видеороликов

5.       

Описание опыта реализации педагогического проекта

Учебно-деловая игра

Примерный текст 

Форма представления итогового результата реализации педагогического проекта  на III этапе

Итоговый отчет с приложениями, м/м презентация, статья, методическая продукция

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

реализации педагогического проекта

«Внедрение эффективных форм и методов повышения экологической грамотности учащихся в многопрофильном учреждении дополнительного образования»

на 2015/2016 учебный год

Подготовительно-организационный этап

Задача: подготовка к реализации педагогического проекта

№ п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственный

Форма

предоставления отчета

1.

Создание научно-теоретической, методической базы по теме инновационного проекта.

август 2015г.

научный

консультант,

участники

ПП

выставка-презентация

2.

Августовский педсовет: «Новые формы и методы повышения экологической грамотности учащихся в многопрофильном учреждении дополнительного образования» (план реализации педагогического проекта)

август,

2015г.

Кивистикова Л.В.

.

протокол педсовета, доклад,

план реализации педагогического проекта

3.

Утверждение состава участников  педагогического проекта на 2015/2016 учебный год

до 1 сентября 2015г.

Дроб В.С.

 

приказ отдела образования, спорта и туризма Жодинского горисполкома, приказ ГУДО «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодёжи г.Жодино»

4.

Составление плана  работы  творческой  группы по теме проекта.

до 5 сентября 2015г.

творческая группа ПП

планы работы

5.

Составление и утверждение Программы объединения по интересам «Журналист-натуралист»

до 1 сентября 2015г.

Кивистикова Л.В.

программа объединения по интересам «Журналист-натуралист»

6.

Проведение инструктивно-методических совещаний с педагогами-участниками ПП:

1. План реализации ПП на 2015/2016 учебный год.

2.Нормативные документы, регламентирующие инновационную деятельность

сентябрь, 2015г.

Кивистикова Л.В.

 

 

 

 

 

лист регистрации, план

 

 

 

7.

Формирование групп объединений по интересам эколого-биологического профиля

до 10 сентября 2015г.

педагоги дополнительного образования

приказ о зачислении учащихся

8.

Регистрация и работа SPARE школы                                  

до 1 октября 2015г.

творческая группа ПП

план работы SPARE школы

9.

Организация работы движения «Крылатый дозор» при сотрудничестве с общественной организацией «Ахова птушак бацькаýшчыны»

до 1 октября 2015г.

Гриневич И.И.

план работы движения «Крылатый дозор»

10.

Организация работы движения «Друзья Юнеско»

до 1 октября 2015г.

Апанович Д.В.

план работы движения «Друзья ЮНЕСКО»

11.

Анализ уровня экологических знаний и заинтересованности участников проекта

до 01 октября 2015г.

методисты, педагоги дополнительного образования

результаты анкетирования

12.

Организация работы мини-групп учащихся, отвечающих за ведение проектов

до 01 октября 2015г.

педагоги дополнительного образования

мини-проекты

13.

Анализ промежуточных результатов реализации инновационного проекта

март,

2016г.

Кивистикова Л.В.

графики, схемы, диаграммы, выводы

14.

Промежуточный отчет о ходе ПП на подготовительно-организационном этапе. Панорама  педагогического опыта

апрель,

2016г.

участники ПП

отчет, панорама опыта (выставка – презентация)

15.

Разработка сценария театрализованной экскурсии по МЭТ

до 01 января 2016г.

методисты, педагоги дополнительного образования

сценарий театрализованной экскурсии

16.

Составление плана работы детского оздоровительного лагеря экологического профиля «Рамонак»

до 1 мая 2016г.

Апанович Д.В.

план работы

17.

Составление маршрутов экологических экспедиций для передвижного палаточного лагеря «Турист»

до 1 мая 2016г.

Латышева-Автушко В.Н.

маршруты экспедиций

18.

Разработка виртуальной экскурсии по Малой экологической тропе

до 31 мая 2016г.

Латышева-Автушко В.Н.

мультимедийная презентация, видеоролик

19.

Разработка проекта экологической лаборатории

в течение года

Гриневич И.И.,

Рутковская Г.И.

проект экологической лаборатории

20.

Организация работы «Фитобара» на базе Центра

в течение года

Рутковская Г.И.

проект работы «Фитобара»

21.

Участие в семинарах и конференциях по темам, перекликающимся с задачами проекта

в течение года

участники ПП

материалы конференций и семинаров, публикации

22.

Организация и проведение экологических акций, творческих конкурсов, викторин, выставок, презентаций, мастер-классов, отвечающих цели проекта

в течение года

участники ПП

методические разработки

23.

Сотрудничество с городскими и общественными организациями

в течение года

Казак Т.А.

совместные проекты

24.

Отражения хода деятельности проекта в СМИ и на сайте учреждения

в течение года

Кивистикова Л.В.,

методисты

подборка материалов

25.

Организация  консультаций для педагогических работников «Вопрос-ответ» (по запросам)

по мере необходимости

Кивистикова Л.В.

план проведения

консультаций, журнал учёта проведения консультаций

26.

Реализация контрольно - управленческой функции администрации Центра

в течение года

Дроб В.С.

.

педагогические дневники инновационной деятельности

 



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.

Соседние подразделы:
Анкеты и опросники по экологической грамотности
Методическое сопровождение работы творческой группы
Результативность проекта
Методические разработки
ПЕРЕВОДЧИК
Контакты

centr@zhodino-edu.gov.by

г. Жодино, ул. Гагарина, 34, к.1.
Открыть контакты

-
Интернет-портал Президента Республики Беларусь
-
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
-
Портал рейтинговой оценки
https://mpt.gov.by/be/node/7582
Министерство образования Республики Беларусь
МИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
-
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
ЖОДИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома
Туристы в Instagram!
Отдел ДПИ и ИЗО в Instagram
"ТехноАрт" в ВК
Филиал "ТехноАрт" в Instagram
-
Пионерия Жодино в Инстаграмм
YouTube-канал ЦТТЭДМ
Театр песни "Орфей" в Instagram
Театр песни "Орфей"
Жодинский городской парламент школьного самоуправления