Счетчик посетителей
2024 год - Год качества
2024 год - Год качества
Интерактивная платформа патриотического воспитания
-
сайт Национального детского технопарка
Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи
Республиканский центр психологической помощи
ЮНИСЕФ в Беларуси
-
-Открытый республиканский IT-чемпионата «РобИн-2024»
:: ::

Методическое сопровождение работы творческой группы

 

Открыть занятие - значит пригласить дорогих гостей. Вы, как хороший хозяин, конечно же, заранее готовитесь к этому событию (разрабатываете конспект, подбираете материал, ищите оборудование…) и хотите, чтобы приглашенным понравился приём (они верно трактовали ваше занятие и по достоинству оценили ваше педагогическое мастерство). Однако как организовать обсуждение занятия таким образом, чтобы оно не ограничилось фразами «Всё было хорошо» или «Как-то не очень, старайтесь лучше»? Ведь в таком случае вопросы «Что было хорошо?», «Почему?», «Как сделать лучше?» остаются невыясненными и теряется сам смысл проведения занятия в публичной форме. На наш взгляд, для анализа занятия удобно использовать критерии оценивания, применяемые в системе инновационной педагогической технологии «Активная оценка». Критерии служат инструментом анализа и оценки деятельности и, в соответствии с рекомендациями SMART-технологии, должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и чётко обозначенными во времени [1, с.51-52].

Открытое занятие – это особая форма учебного процесса, характеризующаяся двуединой целью: дидактической (отражает желаемый результат обучения учащихся) и методической (показывает влияние применяемых Вами приёмов и методов на достижение дидактической цели обучения) [2].  Открытая форма занятия способствует совершенствованию профессионального мастерства педагогического коллектива. Поэтому обязательный этап организации открытого занятия – его обсуждение с проведением само- и взаимооценки, что подразумевает анализ занятия как проводившим его педагогом, так и присутствовавшими на нём коллегами. Для чего необходим анализ? Чтобы подчеркнуть достижения педагога и выявить, какими методами и приёмами он добивается положительных результатов. А также для того,  чтобы выяснить, что стало причиной педагогических неудач. Взгляд со стороны позволяет обобщить положительный опыт педагога, сделать его транслируемым, возможным для применения в работе коллегами, и, вместе с тем, помогает определить пути устранения недостатков  в образовательном процессе.

Педагогический коллектив государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодёжи г. Жодино» считает проведение и посещение открытых занятий непременным условием повышения эффективности образовательного процесса. В рамках реализации подготовительно-организационного этапа педагогического проекта областного уровня «Создание модели повышения экологической грамотности учащихся» был организован специальный цикл открытых занятий «В гостях у педагога». Изначально такая работа в рамках проектной деятельности не планировалась, однако в процессе мониторинга экологической грамотности учащихся было выявлено, что основной причиной пробелов в экологических знаниях учащихся является низкий уровень мотивации к их приобретению. В связи с этим, было решено провести поиск педагогических приёмов и методов, способствующих пробуждению у детей сознательного желания заниматься экологической деятельностью. Серия открытых занятий была задумана с целью демонстрации, анализа и обобщения опыта педагогов, имеющих первую и высшую квалификационные категории.

Для объективного и детального анализа открытого занятия изучались материалы, содержащие методические рекомендации к проведению и оценке открытого занятия. Лучшие, на наш взгляд, рекомендации, мы отыскали в статье Николая Ивановича Запрудского «На вачах ва ўсіх» [3]. В результате, с оглядкой на наш собственный опыт и с ориентацией на цель серии открытых занятий в рамках педагогического проекта, нами были разработаны критерии оценки открытого занятия, по некоторым критериям предложены вопросы для обсуждения.

Критерии оценки

Вопросы для обсуждения

Журнал учеты работы объединения по интересам заполнен в соответствии с методическими рекомендациями.

 

Имеется подробный конспект занятия, включающий пояснительную записку.

 

Имеются необходимые для занятия материалы и оборудование.

 

Педагог свободно владеет излагаемым материалом.

 

Педагог умеет импровизировать, находить выход из нестандартной ситуации.

 

Цели занятия сформулированы в доступной для детей форме.

В какой форме сформулированы цели занятия?

Достижение целей прослеживается на протяжении всего занятия, дети знают и помнят о том, каких результатов они стремятся достичь.

Каким образом происходит следование целям?

Усвоение материала происходит с учетом возрастных и личностных особенностей обучающихся.

Какие приёмы и методы используются для усвоения материала?

На занятии организована самостоятельная деятельность учащихся.

Какие технологии используются для организации самостоятельной деятельности учащихся?

Прослеживается обратная связь педагога и учащихся.

В какой форме происходит обратная связь педагога и учащихся?

Присутствует само- и взаимооценка учащихся.

Каким образом происходит само- и взаимооценка учащихся?

Педагог ставит перед детьми проблемные вопросы, создаёт проблемные ситуации.

Приведите примеры.

Подведены итоги занятия с проверкой усвоения материала обучающимися.

Как подведены итоги занятия?

Присутствует система диагностики достижения результата.

Какая система диагностики результата используется?

 

Основная задача анализа открытого занятия в рамках работы над проектом по повышению экологической грамотности учащихся – поиск ответа на ключевой вопрос: «Какими педагогическими средствами можно мотивировать детей соблюдать правила экологически грамотного поведения?».

Для того, чтобы схема занятия была понятной другим педагогам, в том числе и не присутствовавшим на открытом занятии, и пригодной для обобщения и трансляции опыта, необходимо также составить подробный конспект занятия, который включает:

  1. Титульный лист, в котором отражена информация об учреждении, объединении по интересам, личные данные педагога.
  2. Пояснительную записку, где должны быть обозначены следующие аспекты:

а) особенности дидактической системы педагога (идеи, ценности, принципы, используемые методики);

б) место занятия в программе объединения (в какой раздел или тематический блок входит, связь с предыдущими и последующими занятиями);

в) возраст и личностные особенности обучающихся (характер, темперамент, уровень мотивации и др.), а также количество детей, для которых проводится занятие, и год их обучения по программе объединения;

г) условия проведения занятия (место и время проведения, необходимое оборудование и др.);

д) последовательность достижения целей (описаны цели педагога и обучающихся и то, каким образом планируется их достичь, как учащиеся проверят, достигли ли они цели, и будет ли проводиться коррекционная работа в случае, если учащиеся не смогли достигнуть цели).

  1. Основную часть, где отражен ход занятия с описанием всех его этапов (постановка целей, усвоение нового материала, актуализация знаний, рефлексия и др.). Обращаем внимание, что обозначение и последовательность этапов занятия зависят от индивидуального стиля педагога и могут быть различными.
  2. Список использованных источников, оформленный в соответствии с требованиями государственных стандартов Республики Беларусь. Возможно деление списка на разделы, предназначенные для педагога и для учащихся.
  3. Приложения (при необходимости). Таблицы, схемы, рисунки, фотографии, электронные носители и другие материалы.

Алгоритм анализа открытого занятия выстроен следующим образом:

  1. Самоанализ. Педагог перед началом занятия знакомит присутствующих коллег с информацией, отраженной в пояснительной записке к конспекту.
  2. Наблюдение. Присутствующие педагоги получают бланки с критериями оценивания, внимательно следят за учебным процессом и помечают ответы на предложенные вопросы.
  3. Самооценка, рефлексия. Сразу по завершению занятия педагог, его проводивший, проводит самостоятельный анализ работы с указанием на положительные и отрицательные моменты, делает предположения о причинах успехов или неудач.
  4. Взаимооценка. Педагоги-наблюдатели отмечают, что лучше всего удалось педагогу и какие аспекты занятия можно усовершенствовать в соответствии с предлагаемыми критериями оценки. Главным предметом обсуждения является эффективность применяемых на занятии педагогических методов и техник обучения, способных повысить мотивацию к экологическому образованию, т.к. цель анализа – поиск ответа на ключевой вопрос (Какими педагогическими средствами можно мотивировать детей соблюдать правила экологически грамотного поведения?).
  5. Подведение итогов. В финале обсуждения присутствовавший представитель администрации учреждения (директор или заместитель директора по учебно-воспитательной работе) обязательно благодарит педагога за проделанную работу и дает ему четкие рекомендации по дальнейшему профессиональному самосовершенствованию, а коллегам рекомендует к применению эффективные педагогические приёмы, использованные на занятии.

Для помощи в подготовке к занятию на сайте Центра творчества, туризма и экскурсий детей и молодёжи г. Жодино в тематическом разделе «Педагогам» размещены методические рекомендации и ссылки на полезные первоисточники, создан подраздел «Методическая копилка» . Итогом серии открытых занятий «В гостях у педагога» должны стать методические рекомендации по повышению мотивации учащихся к осуществлению экологической деятельности.

Кивистикова Лина Васильевна, руководитель проекта, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, магистр образования.

Литература

  1. Запрудскі, М.І. Актыўная ацэнка ў дзеянні: вопыт настаўнікаў Беларусі: дапаможнік для настаўнікаў / М. І. Запрудскі, М. В. Кудзейка, Т. П. Мацкевіч і інш.; пад рэд. М. І. Запрудскага. – Мінск, 2014. – 238 с.
  2. Капустянская, Л.В. Как подготовить и провести открытое занятие: методические рекомендации / Л.В. Капустянская // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/10/29/kak-podgotovit-i-provesti-otkrytoe-zanyatie – Дата доступа: 25.03.2016.
  3. Запрудскі, М. На вачах ва ўсіх / М. Запрудскі // Насіаўніцкая газета. – 2015. – 14 сак. – С. 14.

Бланк анализа занятия



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Методическое сопровождение работы творческой группы

Соседние подразделы:
Повышение экологической грамотности обучающихся
Анкеты и опросники по экологической грамотности
Результативность проекта
Методические разработки
ПЕРЕВОДЧИК
Контакты

centr@zhodino-edu.gov.by

г. Жодино, ул. Гагарина, 34, к.1.
Открыть контакты

-
Интернет-портал Президента Республики Беларусь
-
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
-
Портал рейтинговой оценки
https://mpt.gov.by/be/node/7582
Министерство образования Республики Беларусь
МИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
-
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
ЖОДИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома
Туристы в Instagram!
Отдел ДПИ и ИЗО в Instagram
"ТехноАрт" в ВК
Филиал "ТехноАрт" в Instagram
-
Пионерия Жодино в Инстаграмм
YouTube-канал ЦТТЭДМ
Театр песни "Орфей" в Instagram
Театр песни "Орфей"
Жодинский городской парламент школьного самоуправления