ЖОДИНСКИЙ ИНТЕРНЕТ ПОРТАЛ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

31 августа 2015 г.
Велопоход по Кольскому полуострову

« … Где чащи дышат мудростью веков

Где слышно, как деревья тихо шепчут про других богов

Где стаи облаков летят не так как в городах

Где топи и болота, и меня к себе зовёт вода…»

Август, лето на исходе… Любому человеку, способному с легкостью заменить панаму и пляж на рюкзак и дорогу, самое время совершить что-нибудь «этакое», что оставит неизгладимый след в памяти и будет согревать душу воспоминаниями длинными зимними вечерами…

Как оказалось, вариант «рюкзак и дорога» пришелся по душе туристам Центра творчества, туризма, экскурсий детей и молодежи г.Жодино и Туристского клуба г. Борисова, а именно: Маскалёнку Андрею, Маскалёнку Денису, Базыленко Никите, Ермачёнок Анастасие, Ивановой Александре, Митрофановой Ирине.   И все вместе, заинтересованные предложенным маршрутом Маскаленка Андрея, мы отправились в «гости к сказке», а именно в велопоход по Кольскому полуострову.

Полтора суток в поезде… 36 часов просмотра мелькающих пейзажей Беларуси, России, Карельского перешейка и Кольского полуострова… Приехали в г.Кандалакша за полночь, город встретил нас дождем и прохладой.

После белорусской жары мы окунулись в северное лето, как сказали местные жители – очень холодное и дождливое в этом году. Два с половиной часа на вокзале на сбор снаряжения и переодевания в теплую одежду и на рассвете мы двинулись в путь, который лежал через п.Умба. Местность вокруг болотистая, и вроде бы, не должна волновать взгляд привыкшего к болотам белорусского человека. Но здесь все воспринимается по-другому: болото краше, лес чарующе таинственный с мхом из детских сказок, звон воды завораживает… Мы вглядываемся в поросшие мхом ели: «Должна, должна быть лесная фея в таком сказочном лесу!..» Вот такие мотивы навевали окружающие пейзажи.

Свернув с асфальта, мы окунулись во все прелести дикой северной жизни. Дорога с удалением от асфальта становилась все хуже и хуже, гравийка сменилась грунтовкой, грунтовку сменила обычная разбитая лесная дорога с множеством луж. Деревень и хуторов встречалось на пути не так уж и много, особенно жилых, все заброшенное и удручающее: дома заброшены, разграблены или сожжены, мосты через реки разломаны…   Очень много комаров и мошек, в борьбе с которыми помогают накомарники и огромное количество вылитого на себя реппелента.

По неезженой никем дороге растут грибы: подосиновики, маслята, боровики, растут огромными «семьями». Мы не упускаем возможности отведать на обед или ужин грибных блюд, собираем сразу все съедобные, потом только самые молоденькие и аппетитные. Если останавливаться и собирать все, что растет, мы не сможем пройти и половины запланированного маршрута. И везде вода-вода-вода, чистая и прозрачная, по-северному, холодная. На наш вопрос «Где можно набрать питьевой воды?», местная жительница одного из хуторов ответила: «А вода у нас везде питьевая…» И это была правда, огромное количество родников, горных речек и озер, встречающихся на нашем пути, предлагали нам чистейшую и прозрачную, как слеза, питьевую воду.

Восточное Мунозеро встретило нас нахмурившись, шел дождь и плывущие облака, казалось касаются верхушек деревьев. И лишь живущая на хуторе рядом с озером тетя Шура приветливо нам улыбалась, стоя на крыльце и приглашая зайти на чай. На тот момент нам действительно нужен был теплый чай, так как мы здорово продрогли и одежда была сырой.

Тетя Шура, женщина 50-ти с небольшим лет, накормила нас грибницей (грибной суп по-нашему), рыбой и чаем с вкуснейшим белым хлебом. Она рассказала, что живет здесь с мужем, приезжают дети и внуки, и частенько наведываются рыбаки и туристы. И всех она принимает с радостью, накрывает стол и даже топит баню (по-желанию гостей). Света на хуторе нет, есть генератор, который включают для обеспечения работы холодильника на 1-2 часа в сутки. Основное занятие – ловля, вяление и продажа рыбы. Несмотря на отсутствие цивилизации, внуки с радостью принимают активное участие в хозяйственной деятельности бабушки и практически все лето проводят на хуторе (заметьте, без телефонов, света и телевизора!). Есть у тети Шуры небольшой огород с картошкой и два любимца – пара собак хаски, щенки которых пользуются спросом у охотников из-за способности охотиться на медведя и лося. В город тетя Шура выезжает очень редко, в основном все необходимое привозят дети и гости. Но, не смотря на деревенский быт, тетя Шура оказалась активной туристской и спортсменкой, что доказывали ее грамоты и медали за участие в ежегодных регатах Приморского района, украшающие стены нехитрой комнаты.

Общение с таким позитивным и жизнерадостным человеком не может пройти бесследно и мы, набравшись позитива и настроенные только на яркие впечатления от похода, поехали дальше к Ингозеру. Дорога становилась все сложней и сложней и следующие несколько дней пути мы то ехали, то шли, то плыли…

Кое-где приходилось переносить велосипед через огромные лужи, кое-где продираться сквозь болотный мох, где-то натягивать веревку через быстрые реки при отсутствии моста и переправляться с велорюкзаками на плечах, но все это сопровождалось бодрыми комментариями и смехом.

Дикий север… И очень отзывчивые и доброжелательные местные жители, будь-то город или хутор, ни одна наша просьба или и ни один наш вопрос не остались без внимания. В суровом северном быту и при отсутствии всех возможностей цивилизации люди этот народ сохранил самое главное – человеческую душу. С особенным теплом и интересом они относятся к туристам из Беларуси, что было нам очень приятно…

Нас предупреждали практически все, кого мы встречали на пути: «Осторожно! Медведи!».

Не поверишь, пока не увидишь! В этом натура человека. На берегу Ингозера, во время разбивки лагеря, проезжающие мимо то ли рыбаки, то ли охотники рассказали нам, что здесь «гуляет» медведь. Предупрежден - значит вооружен… Натянутая по периметру лагеря веревка с колокольчиками, сковородкой и карабинами дала нам ощущение безопасности и мы улеглись спать. Ночь прошла спокойно, утром мы посмеялись на нашей, как нам показалось на тот момент, через чур бдительностью и занялись разведением костра и приготовлением завтрака. Не верьте фразе: «Топаешь как медведь!» Когда мы его увидели, то расстояние между нами было всего несколько метров и за его могучей фигурой наших велосипедов не было видно. Никто и не заметил, как к нам в лагерь прямо к велосипедам подошел обыкновенный северный мишка, подошел так тихо и так близко, что мы все лишились речи. И лишь лязг карабина о сковородку вывел нас из состояния оцепенения и побудил к действию – создать побольше шума, для чего были подготовлены петарды. Хлопок, второй, третий и наш гость, несколько раз обернувшись, медленно побрел в лес, Мы же приготовили завтрак на скорую руку, свернули лагерь и решили покинуть оккупированную нами чужую территорию.

Дорога до поселка Октябрьский нас не удивила: лужи, камни, грязь, небольшие подъемы и спуски – все для велопутешествия. От постоянной тряски по камням и водно-грязевых переправ сломались два багажника, протерлась покрышка, несколько раз менялись камеры и тормозные колодки… После ремонтных работ и скрепленных подручными средствами багажников едем аккуратно и спокойно, собираем грибы, едим чернику, любуемся окружающими и сменяющимися пейзажами: лес – озеро – болото. Сам поселок Октябрьский предстал перед нами вымирающим и почти безлюдным. Лишь пара жилых домов, огромное количество техники и рыболовные снасти повсюду. После поселка мы проехали по взлетно-посадочной полосе расположенного неподалеку заброшенного военного объекта и затем опять «окунулись» в сказочные красоты леса. Рельеф стал более горным, низин и болот все меньше – мы подъезжали к Хибинам – туристическому центру Кольского полуострова. Погода была солнечная и дни очень теплыми. Озеро Малый Вудьявр на окраине Кировска приветствовало нас отражающимися в воде облаками. Журчащие речки, вытекающие откуда-то из гор и также исчезающие в никуда между камней, щекотали нам босые пятки, лучи солнца купались в воде и заставляли нас щуриться. Горы и мох, камни и вода, цветы и нерастаявший снег сменяли друг друга на протяжении всего пути да базы КСС на реке Кунийок, где мы останавливаемся на дневку, чтобы целый день гулять по хребтам и перевалам Хибин. Холодные ночи в Хибинах сменялись солнечными и даже жаркими днями, позволяющими сменить флисовую куртку и брюки на майку и шорты. Выглядывающее утром солнышко быстро подсушивало отсыревшие за ночь камни и росу на листьях деревьев, и горы приобретали иной вид, нежели в пасмурную или дождливую погоду. Довольно скудная растительность в горах, состоящая из мха различных разновидностей, стелящихся мелких цветов и невысоких и очень стройных берез, на фоне огромных скал из камней рисовала прямо противоположные картины: нежность и легкость с одной стороны, суровость и холод с другой. Радугу красок небогатой растительности в виде фиолетового мха, ароматного цветущего вереска и незнакомых мелких цветов оранжевого цвета разбавил водопад: искрящиеся на солнце брызги воды бились о камни, превращаясь в пену, и с рокотом уносились в даль ущелья.

Семнадцатикилометровый пеший поход к Академическому озеру через перевал Южный Рисчорр, а затем к пику Марченко   и обратно на базу КСС через гору Куэльпорр занял у нас большую половину дня и заметно раззадорил наш аппетит. На базе КСС мы познакомились с туристом-пешеходником из Минска, которого здесь называют «бывалым» и по всем вопросам на счет маршрута отправляют к нему. Очень не хотелось покидать Хибины, особенно в разгар разгулявшегося лета, но дорога звала в путь… У болотистого подножья одного из хребтов красовалась на солнце ягода: черника, голубика, брусника и… морошка. О Боже, морошка! Как часто мы о ней слышали, как много раз мы пытались ее найти, проходя сквозь болото. Здесь, в небольшой неприметной лощине, подставив себя яркому летнему солнышку красовалась морошка… Теперь, попробовав ее на вкус, мы выполнили одну из «стратегических целей» нашего похода.

Следующие несколько дней прошли в пути до озер Имандры. Они действительно прошли, так как ехали мы очень мало, в основном вдоль озера Гольцовое. После Хибин, мы пересекли несколько бродов, переправились по натянутой нами же навесной переправе через горную реку (а предполагалось, что это будет брод) и начали штурмовать болотистые низины по 300-400метров, чередующиеся с подъемами такого же расстояния. Ехать было практически невозможно, ни по болоту, ни по возвышенности. Велосипеды катили, переносили, перетаскивали. Наличие в лужах камней делало эту процедуру выматывающей как физически, так и психологически. И по всему нашему маршруту – заброшенные дома, вымершие и уже несуществующие ни на одной карте деревни, пустующие железнодорожные станции, ржавая техника… Быть может, будь это все жилым и цивилизованным, север не был бы таким диким. И не было бы питьевой воды в реке или озере, грибов и ягод, косолапых мишек… Но это лирика, а нас в итоге, северная ночь настигла в пути (благо, что в 23.00 здесь еще достаточно светло) и лагерь мы разбили на заброшенной железнодорожной станции Куна, проехав перед этим такую же заброшенную станцию Рудный. Подбадривали друг друга как могли, поэтому новый день начался с улыбки. Пройдя еще полдня по лесной дороге с лужами, камнями и грязью, мы переправились по старому навесному мосту и, спустя некоторое время, выехали к дачному поселку. Дорога стала приемлимой для езды, а солнце оставалось таким же ярким. Обед у родника, переодевание в чистую и легкую одежду, сборы – и мы едем в г. Оленегорск.

Дорога до г. Оленегорск не представила особых затруднений, так как после «зимников» и непроходимых болот мы могли осилить практически любой маршрут. В Оленегорске мы пополнили иссякающие запасы продуктов и по асфальту выдвинулись в сторону г. Мончергорск. Асфальтное покрытие в очень хорошем (даже идеальном) не только для России состоянии, ни ямок, ни выбоин… Растительности по сторонам практически нет. Кругом осушенные болота, разработки песчаных карьеров, линии электропередач и электростанции, пыльное облако над Мончегорском и едкий запах химического производства – суровая действительность цивилизации. Хотелось скорее покинуть это неприветливое по вине человека место…

Последнее место для ночевки – озеро Экостровская Имандра, что в 10 км от г.Апатиты. Пересекая по мосту Экостровский пролив, мы увидели целую группу озер, состоящую из озера Большая Имандра, озера Экостровская Имандра, Тикозера. Пейзаж получился необычайно насыщенным на краски и разнообразным на природные ландшафты, где свисающие над водой ветви берез и сосен сменяются врезающимися в водную гладь валунами. Здесь мы еще раз окунулись в водную гладь озер Кольского полуострова. Сюда днем приезжает большое количество отдыхающих, но на ночь никто не остается. Везде чисто… И в правду говорят: «Чисто не там, где убирают – чисто там, где не мусорят!» Любуемся закатами-рассветами, греемся на солнышке, собираем ягоду и отдыхаем. Скоро, совсем скоро вся эта сказка останется приятным воспоминанием.

Город Апатиты представлял собой скорее поселок городского типа, нежели город как таковой. Скромное здание вокзала и перрон завершили путь наших «железных» коней.

Пройденный нами маршрут, как и предполагалось большинством участников, оказался сложным, но насыщенным на впечатления, непредсказуемым и очень интересным. И мы прошли его вместе до конца, подбадривая друг друга в дождь, толкая велосипеды по грязи, перенося рюкзаки и снаряжение через реку, готовя обеды, отчищая от копоти котелки... С каждым пройденным километром мы становились сплоченнее и сливались в одну, пусть и небольшую, но очень надежную и дружную белорусскую команду.

… 13 дней незабываемого отдыха компании веселых жизнерадостных туристов: на диком севере, в гостях у сказки; 600 км изъезженных и исхоженных только нами троп и дорог Кольского полуострова, запечатленных на полутора тысячах фотографий и навсегда оставшихся в шести молодых белорусских сердцах…

Что может быть лучше?

«…Завтра может быть поздно – ты еще не разучился любить,

Завтра может быть поздно ЖИТЬ…»

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..

Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.

Вернуться в раздел Новости

Министерство образования РБ
Минский областной институт развития обазования
Жодинский горисполком
Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского исполнительного комитета
Главное управление по образованию Минского областного исполнительного комитета